Текст Addergebroed
Третий альбом группы принято считать переломным моментом, который зачастую определяет будущее и долгосрочное «успех». Это баланс между поиском новых идей и сохранением ядра, полюбившегося поклонникам, сопряжённый с высоким уровнем ожиданий и различными внешними и внутренними давлениями. Бельгийский коллектив Ars Veneficium с третьим полноформатным альбомом "The lurking shadow of death" сумел во всех смыслах превзойти свою старую работу. Настало время поговорить с участниками дуэта — S. и Ronarg.
Привет, господа. "The lurking shadow of death" — ваша лучшая работа на сегодняшний день. Использовали ли вы иной подход при создании этого нового дьявольского опуса?
S.: Спасибо за положительную обратную связь по поводу нашего нового альбома. Процесс написания песен за последние двенадцать лет остался прежним: Ronarg и я дополняем друг друга. Ronarg начинает с базовых композиций, почти полностью прописывая их, а затем отправляет мне, чтобы я мог ознакомиться с табулатурой и риффами. Далее я добавляю дополнительные идеи, такие как структуру и расположение определенных риффов, различные басы, которые можно услышать здесь и там, или повышенное внимание к партиям ударных. Последние были подняты на новый уровень усилиями Фло Мусиля. В целом, инструментальная часть полностью написана Ronarg'ом, а я расставляю точки над i. Дополнительно я пишу все тексты и вокальные линии. Процесс записи на этот раз претерпел изменения. Ранее мы приглашали наших живых музыкантов (которые считались постоянными участниками) для записи, но во время коронавируса (после выхода "Usurpation of the seven") мы приняли решение самостоятельно записать последующие альбомы, так как мы писали всю музыку и тексты.
Ronarg, кроме Ars Veneficium, ты продолжаешь заниматься сайд-проектами, такими как Bloedmaan, Antzaat и твой сольный проект Ronarg, где недавно вышли релизы. Сложно ли тебе разделить процесс написания музыки между проектами или иногда идеи перемешиваются?
Ronarg: Честно говоря, я не знаю. Весь процесс происходит довольно хаотично. Первоначально план состоял в том, чтобы чередовать альбомы Antzaat и Ars Veneficium, но обстоятельства и серьезный писательский ступор помешали этому плану. Чем больше я пытался внести порядок в процесс письма, тем хуже это удавалось. Я просто беру то, что приходит. Иногда появляется вдохновение, иногда это занимает время, и это нормально - я делаю другие вещи, например, рисую картины. Стараюсь всегда завершать полный альбом, чтобы сохранить обзор над песнями. Тем не менее, новый альбом оказался сложнее в написании, так как я меньше нуждался в референсах и хотел сделать что-то принципиально другое. Я думаю, что в этом альбоме мы обозначили нечто, что можно развивать дальше. Существует ли сходство с Antzaat, я не уверен. Другие говорят, что риффы похожи на те, что присутствуют в Bloedmaan. В некоторой степени это закономерно, учитывая наличие пересечения, но для меня все проекты четко отделены друг от друга.
Вы указали, что Ars Veneficium фактически является дуэтом, в котором вы преимущественно окружены сессионными музыкантами. Чем объясняется такой подход?
S.: Верно, мои предыдущие группы, в которых я играл в подростковом возрасте, неизменно сталкивались с проблемой, когда каждый участник хотел чего-то иного, что приводило к осложнениям и разочарованию. Ronarg, Sorath и я основали Ars Veneficium, но когда Sorath ушёл после выхода EP, мы решили продолжить как дуэт.
Для "The lurking shadow of death" вы работали с австрийским барабанщиком Фло Мусилем (Agrypnie, Theotoxin). Как вы познакомились с ним? Нужен ли был он, чтобы поднять Ars Veneficium на новый уровень? Будет ли он выступать с вами вживую?
S.: Нас познакомил Крис Маррок (Anomalie, Antikvlt, Harakiri for the Sky) в Австрии на фестивале Kaltenbach Open Air в 2018 или 2019 году, где Крис отвечал за PA для одной из своих групп, а я продавал официальные товары фестиваля для Harakiri for the Sky. Мы разговорились и впоследствии поддерживали связь через социальные сети. Когда мы решили, как уже говорилось, в условиях COVID работать самостоятельно без участия наших живых музыкантов, Фло был моим первым выбором из-за его превосходной работы в вышеуказанных группах и тех роликов с барабанами, которые он публикует в социальных сетях. Заранее я понимал, что нам нужен был профессионал, чтобы обеспечить профессиональный продукт, и я считаю, что мы преуспели в этом. К сожалению, Фло не сможет присоединиться к нам в качестве живого барабанщика из-за своего загруженного графика.
Новый альбом содержит два гостевых участия. Участие Норнагеста из Enthroned кажется очевидным, но как вы наткнулись на Андерса Штрокирка из Necrophobic?
S.: Я знаю Норнагеста ещё до появления Ars Veneficium через концертную сцену. С течением лет выяснилось, что у нас много общих друзей, таких как Сорат (экс-барабанщик) и Бокке (RIP). Постепенно мы установили более личное общение за пределами фестивалей. Подобно тому, как на нашем предыдущем альбоме я хотел, чтобы одна песня была исполнена на фламандском языке в сочетании с другим языком, на этот раз, поскольку я разработал идею для этой песни в преддверии нашего десятого юбилея и выхода третьего студийного альбома, я посчитал целесообразным создать фламандско-валлонскую песню, чтобы отдать дань родной почве. Выбор Норнагеста в качестве гостевого вокалиста был очевиден, поскольку его группа Enthroned имела большое влияние на меня в подростковом возрасте с альбомами вроде "Prophecies of pagan fire", "Towards the skullthrone of Satan" и EP "Regie Sathanas - A tribute to Cernunnos". Отсюда и возникла данная идея: дружба, представительство бельгийских корней и уважение к одному из основоположников блэк-метала в нашей бельгийской сцене. Андерс Штрокирик также был очевидным выбором. Услышав начальный рифф в демо-версии "My tomb under the stars", я сразу вспомнил Necrophobic. Та шведская мелодичная атмосфера в этом риффе ощущается настолько сильно и часто повторяется в их музыке. Хотя Ronarg не так хорошо знаком с их музыкой, я считал это идеальным вариантом для гостевого участия. Связь между Necrophobic и мной опять-таки обусловлена Крисом Марроком, который передал их менеджеру мой стенд с товарами на фестивале Metaldays 2022 для возможного сотрудничества между группой и мной как продавцом сувениров на фестивале. Предложение стать гостевым вокалистом было сделано быстро, и я охотно сотрудничаю с людьми, которых уважаю как лично, так и профессионально.
Для "Eye to eye with the Devil" вы сняли видеоклип, в котором использовалось несколько литров крови. Проходят ли подобные съёмки в серьезной обстановке или мышцы для смеха тоже расслабляются?
S.: Да, верно, на нас пролилось от трёх до пяти литров свежего свиного мяса. Во время подготовки всё было серьезно, чтобы каждый знал, что делать, но как только начались индивидуальные съёмки, остальные комфортно расположились снаружи на солнце с бутылочкой Stella. Были также сняты различные эпизисы "закулисья" с забавными сценами, которые мы разместили в наших социальных сетях, так что можно сказать, что это был напряжённый день с достаточным количеством отдыха, шуток и улыбок.
Ronarg: Мы воспринимаем процесс довольно серьёзно, когда нам нужно представить что-то или выступить. Но вне этого сохраняется лёгкая атмосфера. Всё имеет своё время и место, как говорится.
Норнагест мы слышим на "De glorie van dood", где он добавляет несколько строк на французском языке, в то время как остальная часть текста исполняется на нидерландском. Прекрасный выбор, как мне кажется! Видите ли вы много перекрестного оплодотворения и взаимодействия между блэк-метал бандами по обе стороны языкового барьера или, наоборот, считаете, что обе сцены действуют обособленно?
S.: Лично я не вижу различия между сценами, для меня это всё бельгийское, если можно так выразиться. Но я понимаю, что для некоторых (так же, как и в политике) существует разногласие между фламандской и валлонской сторонами, что я считаю жалким, поскольку Валлония, на мой взгляд, обладает множеством сильных и хороших групп. Вот почему я и выбрал комбинацию обоих языков на "De glorie van dood", чтобы символизировать единство бельгийского народа, несмотря на наши (незначительные) различия.
Ronarg: Сотрудничество, на мой взгляд, обычно положительное. Многие молодые люди в Валлонии сейчас владеют достаточным английским, что облегчает нам начинать беседы. Мы даже проводили несколько репетиций с валлонским барабанщиком, и это прошло гладко. Общение велось на английском. К сожалению, из-за его занятости в другой группе ему не удалось полностью посвятить себя Ars Veneficium. Иногда в Валлонии проходят хорошие концерты, ради которых стоит приехать. Моим фаворитом был ныне закрытый фестиваль Metal Méan. За пределами этого я знаю очень мало клубов в Валлонии, кроме Belvedère в Намюре и Mc Apache в Шарлеруа. И поскольку эти клубы расположены довольно неудобно, трудно составить впечатление о том, кто и что находится там. И это тоже обидно.
Смерть, кажется, красной нитью проходит через тексты. "Там, куда мы отправляемся, времени не существует, ибо время — это роскошь, связанная с жизнью", — гласит строчка из песни "De Glorie van Vood". Как смерть представляется в вашем восприятии?
S.: Смерть - это конец времени каждого человека на Земле, с чем я сталкиваюсь с юных лет, или, лучше сказать, мучаюсь и одержим этим. Примерно в десять лет, незадолго до того, как я углубился в тяжёлую музыку, смерть вдруг резко дала о себе знать, и с тех пор я способен полностью погружаться в глубокие размышления на эту тему. От философских моментов до сновидческих кошмаров, от депрессии до приступов самоубийства; я всегда танцевал со смертью, но счастлив, что нашёл утешение в музыке, позволяющей справляться с моими навязчивыми мыслями по этому поводу. В каком-то смысле я влюблён в смерть, или, лучше сказать, притянут к ней. Где-то я стремлюсь к загробной жизни, познанию, последним вздохам ("чувство подъема"), холодной дрожи, в которую я часто погружаюсь, когда занимаюсь медитацией сознания. Одновременно я смертельно боюсь смерти. Потеря сознания, тела, всего и всех окружающих меня. Вечная тьма одновременно соблазнительна и страшна. Столько вопросов, так мало ответов. Это остается вечной любовью и борьбой до моего часа.
Впервые обложку альбома Ars Veneficium украсило произведение живописи, созданное Ronarg'ом, которое весьма подходит названию альбома.
S.: Прошло уже десять лет, и настало время, чтобы Ronarg немного испачкал руки внутри группы, помимо написания музыки (смеётся). Между тем, Ronarg успел создать множество работ для других групп, включая множество релизов Immortal Frost Productions, таких как A Thousand Sufferings, Antzaat, Azaghal, Bloedmaan, Dystopia, Gurthang, Ondfødt и другие, и построил отличное портфолио и собственный стиль с момента выхода нашего предыдущего альбома в феврале 2020 года. Работы Ronarg прекрасны, и, как уже было сказано, мы прекрасно дополняем друг друга. Я прихожу с идеями, Ronarg создаёт наброски, я даю отзывы, пока мы оба не удовлетворены, затем он начинает рисовать, и мы вносим поправки по дороге, пока не получаем итоговый результат. Ronarg - великий артист, как в музыке, так и в искусстве, за что я приобрел большое уважение за эти годы.
Альбомы Ars Veneficium выпускаются вашим собственным лейблом Immortal Frost Productions. Представляете ли вы когда-нибудь передачу этих обязанностей другому (более крупному) лейблу или предпочитаете удерживать бразды правления в своих руках?
Я вполне осознанно отказался от этой возможности, потому что слышал множество рассказов от дружественных групп о негативном опыте с крупными лейблами. Кроме того, я уже нахожусь в бизнесе около пятнадцати лет и сам построил значительную базу контактов в сфере распространения и промоушена, так что на данном этапе мне показалось невыгодным передавать наш альбом кому-то другому, когда я сам контролирую источник. Как мы здесь говорим: "То, что делаешь сам, делаешь лучше". (смеётся)
Последние годы Immortal Frost Productions также поддерживала бельгийские группы, такие как Unmensch, A Thousand Sufferings, Bloedmaan, Rituals Of The Dead Hand и Thronum Vrondor. Как вы смотрите на сегодняшнее состояние качественного блэк-метала местного происхождения?
S.: Всегда старался поддерживать отечественную сцену через IFP или, по крайней мере, отслеживать её, и ежедневно получаю множество запросов от групп со всего мира, которые, к сожалению, не могу обработать из-за сильной рабочей нагрузки и недостатка времени. Кроме того, я считаю, что за последние годы в Бельгии сложилась качественная подборка блэк-метал групп. Долгое время было тихо, но за последние десять лет ситуация изменилась, и появилось всё больше андеграунд-групп, сумевших заявить о себе.
S., вы также организуете туры и выступления для групп вашего каталога. Какова ситуация после пандемии по сравнению с доковидным периодом? Смело ли утверждать о переизбытке предложений или вы считаете, что широкое и разнообразное предложение только улучшает сцену?
S.: Совершенно верно, помимо IFP я также управляю IFP Bookings & Tour Management, через которое курирую расписание живых выступлений для избранных групп на лейбле. Помимо этого, ежегодно планирую туры для продвижения свежих альбомов. К сожалению, сцена кардинально изменилась после пандемии, если говорить откровенно. Раньше андеграунд жил и маленькие группы среднего уровня, такие как Ars Veneficium, могли ездить в туры и получать прибыль, но сейчас эта практика полностью умерла. Я замечаю, что после пандемии более половины организаторов перестали рисковать или вообще прекратили свою деятельность. Остальные, кто продолжает организовывать мероприятия, начинают бронировать одних и тех же популярных исполнителей, которых можно встретить повсюду. Очень грустно наблюдать, как сцена, существовавшая тридцать лет, перевернулась с ног на голову во время пандемии, когда старый добрый блэк-метал (включая группы, существующие более двадцати лет) больше не получает заказов, а вместо этого повсюду заказываются популярные новинки интернета и Spotify. Есть ли переизбыток предложений? Определённо, но не думайте, что эти неизвестные группы получают контракты. Фестивали предпочитают каждый год бронировать одни и те же группы (вздыхает).
Изучая вашу статистику на Metal Archives, я обнаружил, что вы занимались многочисленными международными коллаборациями в прошлом. Как это вышло?
S.: Когда мне исполнилось восемнадцать, я устал еженедельно репетировать с музыкантами, которые в итоге оказались немотивированными. Я бросил свои физические группы и познакомился через Myspace с музыкантами из других континентов, такими как Джош Янг (см. Hammerstorm). Таким образом родились эти проекты. Благодаря постоянному росту IFP и желанию создать физическую группу, я в 2013 году завершил все свои онлайн-проекты, чтобы уделять всё своё время Ars Veneficium и Immortal Frost Productions. Без малейшего сожаления.
Открыты ли вы для онлайн-коллабораций?
S.: Время от времени я делаю гостевые вокальные партии для других групп, если у меня есть время и предоставляется такая возможность. Кроме того, я работаю за кулисами над другими проектами, но пока не могу рассказать что-то конкретное.
Есть ли планы на туры или релизы с Ars Veneficium?
S.: Планов на туры нет. С предыдущим альбомом мы собирались поехать в Китай и Южную Америку, но обе возможности упустили из-за пандемии. С тех пор мы немного потеряли форму в живом исполнении из-за общей ситуации. С новым альбомом надеемся поймать несколько фестивалей в 2025 году и продолжить запись нашего четвёртого альбома в спокойном режиме.
Назовите ваши любимые релизы отечественного происхождения?
S.: Должен признаться, что в этом году я даже не успевал следить за новостями, так как вышло слишком много релизов (во всём мире). Но мои любимые местные релизы включают Ancient Rites с "Blasfemia eternal", Bloedmaan с "Castle inside the eclipse", Enthroned с "Towards the skullthrone of Satan" и "Regie Sathanas — A tribute to Cernunnos", Kilte с "Absence", "To Gaius! (For the Delivery of Agrippina)" от Paragon Impure и Possession с "Anneliese". Не блэк-метал: Evil Invaders с "Shattering reflection", Forgotten с "Sunshy" и "Port sunshine" от Motek.
Ronarg: Ох, их так много, пожалуйста, не бейте меня, если я кого-то пропущу: Darkest Mind с "Oracle of death", Enthroned с "Towards the skullthrone of Satan", Heinous с "Rituals blood and mysterious dawn", Huldrefolk с "Morbide elite", демо Ordigort, Ôros Kaù с "Imperium templum aries" и "Anneliese" от Possession.
