Шведские мастера мрачного прогрессив-метала Katatonia давно пользуются привилегией поступать так, как пожелают. В 2025 году, продолжая путь, начатый в 2020 году с альбома "City Burials", первоначально задумавшегося как сольный проект фронтмена Йонаса Ренксе, группа продолжает идти по пути расширения спектра звучания, вводя новые звуковые горизонты в свою депрессивную метал-природу. Эту тенденцию подтвердили альбом 2023 года "Sky Void Of Stars", а теперь она получила ещё большее выражение в новом альбоме "Nightmares As Extensions Of The Waking State".
Подобно большинству альбомов Katatonia, "Nightmares" не производит мгновенного эффекта или внезапного удара, но именно в этом и заключается его прелесть. Ренcке, принявший на себя львиную долю ответственности за написание песен после недавнего ухода основного гитариста и сооснователя группы Андерса Нюстрома, проявляет больший профессионализм и интуицию в композициях. "Nightmares" содержит несколько удивительных моментов, порой непредсказуемых, и значительную дозу задумчивых, неспешных рифов. Вопросы о периоде пребывания Нюстрома в группе и причинах его ухода не поднимались (Ренcке, верный своему джентльменскому поведению, наверняка обошёл бы подобные вопросы стороной), зато обсуждение нового альбома и пополнения состава группы вызвало массу интересных комментариев.
---
**BLABBERMOUTH:** Какое первое слово приходит на ум, когда речь заходит о "Nightmares As Extensions Of The Waking State"? Моё слово — непредсказуемый.
**ЙОНАС:** Я бы назвал его "интроспективным". Прослушивая альбом после окончания работы, я почувствовал необходимость сравнить его с предыдущей работой. Оказалось, что этот альбом гораздо более интроспективен, чем предыдущий. Это моё первое впечатление, когда альбом был завершён.
**BLABBERMOUTH:** Я выбрал слово "непредсказуемый", потому что было непросто предсказать, куда пойдёт группа в этом альбоме.
**ЙОНАС:** Я принимаю это как комплимент. [Смеётся]
**BLABBERMOUTH:** Сколько вы обязаны опыту, накопленному на "City Burials" в 2020 году? Открыли ли те эксперименты двери для дальнейших нововведений?
**ЙОНАС:** Думаю, да. Когда мы работали над тем альбомом, я не задумывался об этом заранее. Оглядываясь назад, можно заметить, что он обладает некоторыми особенностями, делающими его более разнородным, чем предыдущие альбомы. Возможно, бессознательно это дало мне возможность сделать нечто не столь ожидаемое. Это не было осознанным решением или стратегией. Скорее, это естественное развитие, и, кроме того, у нас нет потребности что-либо доказывать. Мы идём туда, куда ведет нас музыка, и это, возможно, звучит как клише, но именно так оно и есть.
**BLABBERmouth:** Легко ли вам надоедает сочинение песен?
**ЙОНАС:** Нет, вовсе нет. Это по-прежнему сверхинтересное занятие. Одно из самых приятных вещей, которые я могу представить. Конечно, я пишу музыку постоянно, и иногда это становится рутинным процессом — думать о музыке каждый день своей жизни. Это то, чему я посвятил себя. Наверное, такова природа моего занятия. Могу подумать о множестве вещей, которыми я бы не захотел заниматься вместо музыки.
**BLABBERMOUTH:** Позвольте переформулировать вопрос: стали ли вы более осознанно относиться к тому, чтобы не повторять себя?
**ЙОНАС:** Немного. Как я всегда говорю, мы комфортно чувствуем себя в том, что делаем музыкально. Мы находимся там, где хотим быть. Мы не меняем что-либо просто ради изменений. Это должно происходить естественным образом. Время от времени мне приходится переступить порог привычности и попытаться сделать что-то новое. Это происходит инстинктивно, когда я думаю: "Ого, это неудобный поворот событий, но, возможно, именно он нужен этой песне".
**BLABBERMOUTH:** Это перекликается с песней "Wind Of No Change". Никогда прежде Katatonia не использовали хор и фразу "Hail Satan" в песне.
**ЙОНАС:** Идея пришла в процессе написания песни. Когда я начал работать над ней, единственное, что я знал, — это то, что хочу сделать песню, начинающуюся с баса и барабанов, с кокетливой риффовой структурой. Постепенно песня приобрела другую форму, отличную от первоначальной задумки. Хор — это было одним из этапов. Когда я пришёл к идее хора, подумал, что в ней есть некий библейский оттенок. [Смеётся] Естественно, это потребовало небольшого переворота, чтобы превратить её в сатанинское произведение. Она обладала несколькими слоями, что парадоксально, учитывая её простую и прямую природу. Потребовалось время, чтобы найти правильную атмосферу, позволяющую завершить песню.
**BLABBERMOUTH:** Возможно, это связано с моментом, когда вы осмелились вставить ругательства в несколько песен на "Viva Emptiness". Ваша приятная вокальная подача делает "Hail Satan" гораздо более выразительным.
**ЙОНАС:** Да, именно так! Это здорово, что иногда можно воспользоваться этим приемом, потому что люди не ожидают этого, особенно от моего типа голоса. Как вы заметили, ругательства производят гораздо большее впечатление, чем если бы их произносил, скажем, Фил Ансельмо из Pantera. [Смеётся] Видимо, от него это ожидается. Это интересная карта, которую я держу в рукаве. Использовать голос так, чтобы он создавал другое восприятие того, о чём я пою.
**BLABBERMOUTH:** Почему такой короткий промежуток между альбомами? Прошло довольно много времени с тех пор, как Katatonia выпускала альбомы каждые два года.
**ЙОНАС:** Причина проста: я постоянно пишу музыку. После завершения тура в поддержку "Sky Void Of Stars" я думал, что смогу устроить перерыв в сочинении, так как спешить было некуда. Но я продолжал писать множество вещей. Вскоре лейбл спросил у нашего менеджмента: "Думаете, они смогут записать ещё один альбом?" Я просмотрел свои наброски и понял, что, возможно, у меня достаточно материала для полноценной работы над альбомом. Остальные участники группы также жаждали заняться этим. Я чувствовал, что у нас есть хороший набор из 10-11 песен, так что давайте сделаем это. [Смеётся]
**BLABBERMOUTH:** Хотели бы рассказать о вашем новом гитарном дуэте с Нико Эльгстранд и Себастьяном Свалландом? Себастьян моложе вас на 15 лет.
**ЙОНАС:** Они великолепны. Себастьян, как вы упомянули, младше меня. Он привносит совершенно другую энергию. Это замечательно для нас — иметь молодого участника, который заставляет нас шевелиться. [Смеётся] Он видит музыку и живое выступление иначе, чем я, выросший в андеграунде с пластинками и отсутствием интернета. Он говорит: "Нам нужно поднять планку в наших живых выступлениях. Нам нужно это сделать". Приятно слышать, когда кто-то замечает: "Я вижу больше потенциала в группе, чем мы реализовываем сейчас". Он прекрасный гитарист, склонный к прог-металу, хотя и выросший на музыке PINK FLOYD, его любимой группе. Он привнес много положительных качеств в группу. Нико старше меня. С возрастом приходит знание и опыт, полученные от длительного нахождения в профессии. Он ездил с нами в турне в поддержку "Sky Void Of Stars", выступая в качестве сессионного/живого гитариста. Он оставил хорошее впечатление, и я знал его ранее. Мы всегда ладили и получали удовольствие от общения. Решение пригласить его в группу было очевидным выбором.
**BLABBERMOUTH:** Как вы попросили их подойти к исполнению гитарных соло на новом альбоме? Предоставили ли вы полную свободу?
**ЙОНАС:** Поскольку у нас было достаточно времени подготовиться к альбому, я передал им демо-записи, отметив места, где, по моему мнению, было бы хорошо разместить гитарное соло. Они вернулись с идеями, и я не собирался чрезмерно вмешиваться, так как оба были высококлассными специалистами, но они знали, в какую группу пришли. Вероятность того, что они предложат что-то совершенно нестандартное, была минимальной. [Смеётся] Всё, что я получил, идеально подходило для альбома и для того, что мы делаем. Это сделало меня счастливым, так как означало, что мы подобрали нужных людей.
**BLABBERMOUTH:** Вы записали барабаны в церкви, что не было обычной практикой для вас.
**ЙОНАС:** Это было восхитительно. Человек, записавший гитары и бас, Лоренс Маккорри, рассказывал мне о записи в этой церкви на предыдущем альбоме. Я попросил его совета по поводу записи барабанов, и он предложил: "Я нашёл замечательное место. Некто купил церковь и строит там студию. Сам зал просто фантастичен". Мы отправились туда, и владелец студии, Торе Штьерна, ранее располагал студией в Стокгольме. Он записал множество блэк-метал коллективов, таких как WATAIN и MAYHEM. Очевидно, он захотел собственную церковь, поэтому и купил её. Строительство студии ещё продолжается, но студия практически готова. Атмосфера была прекрасной. Расположена она в глухом месте, и ничто не отвлекало нас. Казалось, что ты пребываешь в церкви, но одновременно занимаешься тем, что тебе нравится. Место позволило спокойно сосредоточиться на поставленных задачах — записи барабанов и поиске подходящего звучания. Это было идеальное место.
**BLABBERMOUTH:** Сейчас мы живём в эпоху, когда многие записи звучат одинаково. Рад слышать, что наконец-то можно услышать живые, натуральные барабаны.
**ЙОНАС:** Согласен. Отправляя альбом на сведение Адаму Ноблу из Великобритании, я получил от него похвалу за звучание барабанов в комнате. Он считал, что нам не нужны дополнительные обработки и пресеты, используемые сегодня большинством. Я был счастлив получить готовые миксы, зная, что это натуральный звук для нашей эры и стиля музыки, который мы играем. Он действительно позволил барабанам дышать в миксе. Можно услышать комнату и её объём. [Смеётся] Я очень доволен.
**BLABBERMOUTH:** У вас есть вторая песня на шведском языке, "Efter solen". Что послужило причиной её появления? Планируете ли вы записывать больше песен на родном языке?
**ЙОНАС:** «Я бы хотел это делать, но рад слышать, что вам кажется, что она звучит естественно. Сначала петь на шведском было непривычно. Я делал это несколько раз раньше, но когда встал вопрос о включении песни на шведском в альбом, потребовалось много времени, чтобы разобраться, как петь на шведском, так как это не то, что я обычно делаю. Я привык петь на английском. Когда я пишу песни, я мыслю на английском. Внезапно пришлось перевернуть всё с ног на голову. Звуки, вокальные приёмы, структура слогов — всё работает иначе. Это было суперсложно, но в итоге очень полезно. Думаю, песня вышла отличной. Я очень доволен результатом с вокалом».
**BLABBERMOUTH:** Приближение к рубежу в 50 лет как-то влияет на интроспективный подход к альбому и текстам?
**ЙОНАС:** «Вполне возможно. Это не то, о чём я задумывался конкретно, как: "Ох, я должен что-то написать, потому что я старею". [Смеётся] Это то, о чём я писал раньше, но большой юбилей в 50 лет уже близко — всего через несколько дней [Йонас отметил 50-летие 19 мая]. Разумеется, это оставит отпечаток на том, что я напишу. Это естественный ход вещей. Тебе хочется поразмыслить об этом. Думаю, это будет присутствовать в текстах, независимо от того, планирую я это или нет. Это неизбежно».
**BLABBERMOUTH:** Вы затронули эту тему, когда писали "One Year From Now" на альбоме "Viva Emptiness". Помогают ли ваши дети приобрести более глубокий взгляд на жизнь?
**ЙОНАС:** «Моя жена и я называем нашего ребёнка "кабельным ребёнком", что в Швеции означает ситуацию, когда ребёнок намного младше остальных детей. Нашему сыну сейчас шесть лет. Думаю, это держит меня молодым. Приходится снова мобилизоваться. Он появился через десять лет после среднего ребёнка. Изначально мы думали, что закончили с детьми, но, видимо, не закончили. Когда появляется ещё один малыш, ты снова видишь всю эту картину целиком. Это вдохновляет. Правда, спать по ночам тоже мешает. [Смеётся] Приходится заново приспосабливаться. Это держит меня молодым».
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- LiveJournal
- Viber
- Telegram