Этот долгожданный релиз увидел свет 10 октября 2025 года под эгидой лейбла Nuclear Blast Records, став логичным продолжением успешного Titans of Creation (2020). Работа над звуком была поручена именитому продюсеру Энди Снипу (Andy Sneap), который работал с такими группами как Judas Priest, Megadeth и Opeth. Примечательной вехой является то, что Para Bellum стал первым полноформатным альбомом для нового, молодого и техничного барабанщика группы Криса Доваса (Chris Dovas). До своего прихода в Testament Довас успел зарекомендовать себя как виртуозный музыкант, играя в коллективах Balmora и Seven Spires, а также заменяя барабанщика в группе Oceans of Slumber в качестве сессионного музыканта, что, по словам музыкантов Testament, внесло свежую струю энергии в коллектив.
Para Bellum с первых же аккордов подтверждает прогнозы и заявления музыкантов: альбом действительно получился значительно тяжелее и агрессивнее своего предшественника. Участники группы не скрывали своего намерения записать нечто более бескомпромиссное, и результат полностью соответствует этим ожиданиям. Эта установка чувствуется в каждом риффе, который стал еще более брутальным и скоростным. При этом, одной из самых удивительных особенностей альбома стало появление элементов блэк-метала, чего в истории группы до этого момента не наблюдалось. Особенно хорошо это заметно на первых двух треках: "For the Love of Pain" и "Infanticide A.I.".
Примечательно, что именно второй трек, "Infanticide A.I.", был выбран в качестве первого сингла с альбома. По словам Чака Билли, выбор был обусловлен его мгновенной цепляющей силой и репрезентативностью нового звучания. «Мы выбрали ее первым синглом, потому что она сразу же цепляет, она трэшевая, у нее отличный рифф, и она показывает людям, чего ожидать от нового альбома», — комментировал фронтмен группы. Этот выбор не только задал тон промо-кампании, но и подчеркнул уверенность группы в новом, утяжеленном материале.
Однако появление блэк-металических элементов на основном альбоме Testament не является случайным экспериментом или данью моде. Это логичное развитие идей, которые Эрик Питерсон давно вынашивал в своем сольном проекте Dragonlord. С небольшой исторической справкой: Dragonlord выпустили свой единственный (пока) альбом Devils Playground в 2001 году, где Питерсон в полной мере экспериментировал с симфоническим блэк-металом, демонстрируя свою любовь к этому жанру.
Перенос этого звучания в Testament, по мнению музыкантов, стал возможен именно благодаря приходу нового барабанщика Криса Доваса. Питерсон отмечал в интервью, что он постоянно слушает много новой тяжелой музыки и находит блэк-метал более мелодичным и интересным стилем. Он также особо подчеркивал значительную разницу в возрасте между основными участниками группы и Довасом. По словам Питерсона, эта молодость и энергия нового члена команды дарит ветеранам «задор», словно возвращая их в собственную молодость, и вообще он пошутил, что «барабанщиков надо менять». Учитывая, что основа группы продолжает стареть, а Крис Довас — это буквально инъекция адреналина, остается лишь с юмором гадать, как долго этот виртуозный, но молодой музыкант задержится в коллективе, или же он станет частью новой, долгосрочной формулы успеха Testament.
Обращаясь к первой песне альбома, "For the Love of Pain", лично для меня она является, возможно, лучшим треком на всем альбоме. Она демонстрирует всю многогранность нового звучания Testament. Трек начинается как типичный, мощный трэш-метал боевик, но затем, где-то в середине композиции, возникает интригующая, навязчивая мелодия, которая пробивается сквозь стену блэк-металлического месива. Эта мелодия постепенно усиливается, становясь все более явной и доминирующей, и в конечном счете "побеждает", завершаясь впечатляющим инструментальным пассажем. В доступных интервью музыканты не выделяли конкретно этот трек для подробного анализа, но общие комментарии об "агрессии", "скорости" и влиянии блэк-метала идеально описывают его динамику.
Нельзя обойти вниманием и неожиданный для такого брутального альбома трек "Meant to Be". Это событие само по себе примечательно, поскольку это первая баллада от Testament за более чем тридцать лет. Для многих поклонников творчества группы медленные композиции всегда были сильной стороной, достаточно вспомнить предшественниц: "The Legacy" с альбома Souls of Black, и "Return to Serenity" с альбома The Ritual (1992 год). "Meant to Be" выдерживает сравнение со своими легендарными предшественницами. Она обладает необходимой глубиной, эмоциональностью и характерным вокалом Чака Билли. Это сильная, профессионально выполненная композиция. Впрочем, должен признаться чисто субъективно: слушая этот трек и вспоминая свои впечатления от первых баллад группы, я понимаю, что за эти тридцать с лишним лет я сам изрядно постарел. И, возможно, по этим личным причинам, я не смог испытать того же сильного эмоционального отклика от новой баллады, что и в юности, хотя объективно признаю ее высочайшее качество.
Остальная часть альбома Para Bellum сделана в привычном для позднего Testament стиле, который группа использует уже давно, со времен альбома Formation of Damnation. Тут есть все знакомые элементы: узнаваемые гитарные риффы Эрика Питерсона, соло Алекса Сколника и сильный голос Чака Билли. На альбоме много хороших, крепких трэш-песен, которые держат уровень группы. Но, на мой взгляд, эти песни уже не так выделяются и не запоминаются сразу, как экспериментальные первые два "блэк-метал" трека ("For the Love of Pain" и "Infanticide A.I.") и медленная песня "Meant to Be". Они хорошо дополняют альбом, но не дают столько нового или ярких эмоций, сколько ключевые треки, которые мы уже обсудили.
Переходя к лирической составляющей альбома, она полностью соответствует его названию Para Bellum. Эта фраза, как мы помним, является частью латинского выражения "Si vis pacem, para bellum" ("Если хочешь мира, готовься к войне"). Тексты песен погружают слушателя в мрачный мир конфликтов, выживания и мирового хаоса. Музыканты не скрывали, что вдохновение черпали из текущих событий, в частности, из войны между Россией и Украиной. Чак Билли подчеркивал, что хотя лирика избегает прямой политики, она пропитана реакцией на эту трагедию. Он делился своими переживаниями в интервью: «Я был в шоке, сидя в Калифорнии, не ожидая увидеть такое в своей жизни. Это ужасно, и я сочувствую всем, кто оказался в зоне конфликта. Я не думал, что мне когда-нибудь придется пережить или наблюдать нечто подобное». Эти эмоции придают альбому актуальность и осязаемую тяжесть, выходящую за рамки обычной металлической бравады.
Однако, несмотря на актуальную военную тематику, группа не отказалась и от своих любимых конспирологических тем, которые часто встречаются в их творчестве. Ярким примером является песня "Havana Syndrome" (Гаванский синдром). Лирика этого трека обращается к реальным, загадочным инцидентам, когда американские дипломаты на Кубе и в других странах испытывали необъяснимые симптомы, включая головокружение, тошноту и потерю слуха. Причина этих явлений до сих пор точно не установлена, но в США подозревают использование некоего направленного энергетического оружия со стороны разведывательных служб противника. Чак Билли использовал эту историю для создания атмосферы паранойи, "тихого оружия" и невидимой войны, что отлично вписывается в общую концепцию альбома, демонстрируя, что современные конфликты ведутся не только на полях сражений, но и в тени.
Para Bellum — это, безусловно, очень хороший и крепкий альбом. Хотя, на мой субъективный взгляд, он, возможно, немного не дотягивает до уровня абсолютной классики группы вроде Souls of Black или The New Order, он, тем не менее, предлагает много интересного материала и демонстрирует, что группа находится в отличной форме и не боится экспериментировать со звучанием. Для меня, как для давнего и преданного поклонника Testament, этот альбом, безусловно, является обязательным приобретением, абсолютным must-have в коллекцию и наглядным примером того, каким должен быть зрелый и актуальный трэш-метал в наши дни.
https://escapemind.ru/goods/TESTAMENT-Para-Bellum
https://escapemind.ru/goods/TESTAMENT-Para-Bellum-2
